tel-bar 

 

+38 (096) 790–45–19

+38 (050) 053–75–88

 viktory-06

 


Україна

м. Хмельницький

 

Все частой проблемой в предпринимательской деятельности возникает доначисления налоговыми (контролирующими) органами налоговых обязательств и штрафных санкций в связи с хозяйственными отношениями с так называемыми сомнительными контрагентами: « фиктивные предприятия» и предприятия с « признаками сомнительности ».

Обычно налоговые ревизоры признают неправомерными действия по отнесению сумм к налоговому кредиту (завышение налогового кредита по НДС) по операциям с фиктивными предприятиями или предприятиями с признаками сомнительности, а также признают неправомерным отнесение сумм к валовым расходам (завышение валовых расходов) по хозяйственным операциям с такими предприятиями.

 

Поводом к этому может стать информация об отсутствии контрагента по официальному местонахождению (налоговому адресу, юридическому адресу), об отсутствии материальной базы , складских помещений , трудовых ресурсов у контрагента и т.п. .

В результате добросовестному предприятию начисляют налоговые обязательства и штрафные санкции.
Следовательно, в современных условиях хозяйствования, остро встает проблема документального и фактического подтверждения реальности проведенных хозяйственных операций.

В этой статье мы рассмотрим основные моменты доказательства правомерности действий налогоплательщика по отнесению сумм в налоговый кредит по НДС и в валовые расходы.

Чаще всего налоговые органы мотивируют свои решения по «бестоварности» договоров тем , что предприятием не предоставлена ​​к проверке определенные документы , например паспорт качества , сертификат соответствия.
В этом случае следует заметить , что перечень продукции , которая подлежит обязательной сертификации в Украине установлен действующим законодательством, в частности приказом Государственного Комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 № 28.

Таким образом , если продукция поставлена ​​в рамках спорной хозяйственной операции , не входит в перечень продукции указанной в Приказе № 28 , то контролирующие органы не вправе требовать никаких сертификатов .
Кроме того , следует заметить , что согласно ст . 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»: Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы , фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций .

Сертификат качества , паспорт продукции и т.п. , не относятся к первичным документам и не фиксируют факт совершения хозяйственной операции , кроме того указанные документы не используются в бухгалтерском и налоговом учете , значит их отсутствие или наличие не влияет на результаты бухгалтерского и налогового учета .

В соответствии со ст . 20 Налогового кодекса Украины , п. 20.1.6 налоговые органы имеют право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов , сборов , платежей , выполнением требований законодательства , контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Кроме того , ст. 44 Налогового кодекса Украины, определяет, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов , расходов и других показателей , связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств , на основании первичных документов , регистров бухгалтерского учета , финансовой отчетности , других документов , связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов , ведение которых предусмотрено законодательством.

Сертификат качества или паспорт продукции не относятся к документам , предусмотренных ст. 44 Налогового кодекса Украины .
Какими же документами и доводами налогоплательщику следует доказывать правомерность своих действий по формированию налогового кредита и валовых расходов ?

На это есть четкий ответ - первичными документами , которые используются в бухгалтерском и налоговом учете (связанные с ним). Это договоры , расходные накладные , налоговые накладные , банковские документы (выписки , платежные поручения ), товарно -транспортные накладные, подтверждающие факт перемещения товаров , это акты списания материалов (продукции ) в производство и т.п. . Хочу заметить, что все первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех обязательных реквизитов и соответствовать определению первичного документа.

Судебная практика по данной категории споров , акцентирует внимание на том , что налоговые органы не имеют права начислять налоговые обязательства и штрафные санкции на покупателя за непредоставление информации о наличии у продавца основных фондов , за отсутствие продавца по налоговой (юридическому адресу) и т.д. , поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Итак в этой статье мы рассмотрели , одну из самых частых проблем , которая возникает у предприятия при проведении проверок налоговыми органами. К сожалению формат статьи не позволяет осветить все проблемы и пути их решения в непростых взаимоотношениях налогоплательщиков и контролирующих органов.
В следующих статьях на налоговую тематику , мы рассмотрим другие актуальные проблемы налогового законодательства и пути их решения .

Адвокаты Юридического бюро "Степин & Милашевский" предоставят квалифицированные советы, обжалуют незаконные действия и решения контролирующих органов , предоставят правовую помощь при проведении налоговой проверки и осуществят защиту в суде.

С уважением,
Александр Степин , адвокат

Юридического бюро «Степин & Милашевский».
тел . : ( 096 ) 790-45-19
www.sm-lawyers.com.ua